Как выбрать штатив

Почему-то считается, что у любого уважающего себя фотографа должен быть штатив. Скорей всего, это из-за того, что штатив придаёт солидности и значимости фотографу. На самом деле, если при фотографировании на плёнку штатив действительно необходим, то для современных цифровых камер в нём особой необходимости нет.

Хотя, есть несколько ситуаций, когда штатив выручает.

Штатив очень удобен, когда вы заранее знаете, что вы будете снимать с длинной выдержкой, например, салют или молнии. Штатив удобен, но не обязателен, можно снимать, положив камеру на скамейку или просто на землю:

Со штатива так же очень удобно снимать панорамы, в этом случае вы сэкономите массу времени и нервов.

Штатив незаменим в студии, когда вы настроили освещение, и камера должна располагаться в строго определённом месте.

Ну и если вы себя очень любите и постоянно фотографируете, то штатив существенно облегчит жизнь. Кроме того, для съёмки видео, штатив – незаменимая вещь.

Во всех остальных случаях без штатива можно вполне обойтись, даже если вы ночью в горах:

И не только в горах:

Итак, штатив состоит из двух основных частей: самого штатива (опоры) и головки. Это важно, потому что если штативы начального уровня продаются в комплекте (kit), то серьёзную технику придётся покупать по частям.

Опора может быть в виде привычной всем треноги, либо монопода:

Моноподы обычно используются спортивными фотографами, либо фотоохотниками, потому что эти ребята любят носить с собой большие линзы и должны быть мобильными, монопод выполняет функцию опоры, существенно упрощая стабилизацию. Вот довольно известная личность среди спортивных фотографов:

Треноги и моноподы бывают различных конструкций, отличаются размером, весом, максимальной нагрузкой и ценой. Но самое главное в штативе – это головка. Головок существует великое множество для разных целей, поэтому вам важно понять, что вы собрались фотографировать. Вот основные типы, которые вам пригодятся:

Шаровая головка. В основе её конструкции шар, который позволяет крутить камеру во все стороны, что довольно удобно, если вы не снимаете архитектуру и панорамы. Хотя, для панорам на некоторых шаровых головах бывает специальный механизм, как на этой:

3D-головка. В отличие от шаровой позволяет фиксировать камеру в одной или нескольких плоскостях. Если вам нужно поворачивать камеру строго по вертикали или горизонтали, шаровая головка с этим не справится, а для 3D – пара пустяков. С другой стороны, у вас не будет такой гибкости и скорости, как с шаровой, зато удобно снимать большие панорамы. Дорогие 3D-головки часто бывают со встроенными пузырьковыми уровнями, что очень удобно:

Макро-головки (Geared Head). Очень специфическая вещь, необходимая тем, кто не мыслит себя без макро. Особенность этой головы в том, что с помощью специальных приводов и дифференциалов позволяет двигать камеру в одной или двух плоскостях на считанные миллиметры:

Панорамные головки. Эти штуки уже из области ракетных технологий, и знаний нужно примерно столько же, чтобы ими пользоваться. Панорамные головки умеют поворачивать камеру вокруг нодальной точки. Это нужно только если вы панорамами зарабатываете на жизнь:

Существуют и другие типы головок, но все они либо производные, либо комбинации основных.

Определённо, без штатива не обойтись тёмной безлунной ночью в чистом поле. С другой стороны, что вы там собрались фотографировать!? Если вы не занимаетесь коммерческой фотографией, то в большинстве случаев подходит любой свет. Вот кувшинка ночью в тусклом свете фонаря:

Современные камеры на ISO 3200 или 1600 при наличии светосильного фикса вполне могут вас избавить от необходимости таскать с собой штатив.

Если вы не на природе, а в городе, то вообще проблем не должно быть. Самые лучшие штативы – мусорные баки и скамейки (их не надо с собой носить):

Если света совсем нет, то и фотографировать нечего. А когда есть хоть какой-нибудь свет, то вполне приемлемый результат можно получить даже фотографируя с рук, самое главное – включить серийную съёмку, стабилизатор и не забыть поднять ИСО.

Ну и на последок самый главный вопрос: “Что купить?”.

Я покупать штатив для цифровой камеры не советую, вы очень редко будете им пользоваться. Однако, я считаю хороший штатив отличным подарком. Марок штативов бесчисленное множество, но мерседесом считается фирма Manfrotto, если вы не разбираетесь, но хотите подарить качественную вещь.

Лично у меня самая бюджетная модель Manfrotto 728B. Это кит, то есть, комплект с 3D-головкой. На сайте производителя написано, что этот штативчик для маленькой видеокамеры (о как!) или какого-то фотооборудования. Моё фотооборудование – это монстрообразный Nikon D700 + Nikkor 28-300, который любителям миниатюрных видеокамер может присниться только в страшном сне. Штатив отлично выдерживает этого бегемота, никаких проблем я не испытывал.

Последние две фотографии – те немногие, которые были сделаны со штатива.

Будет здорово, если вы расскажете про свой штатив в комментариях. Другим пользователям очень интересно ваше мнение, которое поможет сделать им правильный выбор.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект “Про Фото”, это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Денис

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Метки: