Что такое стабилизатор и для чего он нужен?

Считается, чтобы не смазать кадр, фотографируя с рук, необходима выдержка равная: 1/фокусное расстояние.

При этом, 1/фокусное расстояние это граничное значение, это не гарантия резкого кадра. Поэтому нужно делать серию кадров прежде чем выйдет нормальный результат, стабилизатор смещает эту границу в 4 стопа но не избавляет от необходимости делать серию кадров. Кто не понял, постараюсь объяснить на примере.

Пример. Вы прогуливаетесь по городу с зеркальной камерой и фотографическим настроением, видите что-то интересненькое, останавливаетесь, фотографируете, смотрите на экран – кадр смазан. Не паникуем, смотрим на фокусное расстояние  – 200мм, значит, чтобы сфотографировать четкий кадр с рук, вам необходима выдержка 1/200 сек (одна двухсотая секунды), делаем один-другой-третий кадр и получаем желательный результат. Так вот, если без стабилизатора вы будете фотографировать с выдержкой 1/200 сек, то с ним, можете фотографировать с тем же фокусным расстоянием (200мм) но выдержкой уже 1/60 сек!

Будем считать, что у вас фотоаппарат со стабилизатором. В противном случае читать вам эту статью будет интересно только из любопытства. На сегодняшний день стабилизатор можно встретить как в дорогих профессиональных зеркальных камерах, так и в мыльницах, при чем это уже не экзотика какая-то, а функционал, который пихают туда куда надо и не надо.

Условно всех производителей зеркальных камер можно разделить на две группы: первая решила поставить стабилизатор в зеркальную камеру на матрицу (Pentax, Olympus, Sony), а вторая в объектив (Canon, Nikon). Не могу однозначно сказать что лучше. Первый вариант выходит более универсальный и дешевый, а второй надежный и качественный.

Все производители обозначают стабилизатор по-разному, Nikon – VR (Vibration Reduction), Canon – IS (Image Stabilization), Tamron – VC (Vibration Compensation), так что не заморачивайтесь над тем, как это называет производитель работают они у всех одинаково.

Нужен ли мне стабилизатор ? Стабилизатор вообще полезная вещь, а в некоторых моментах просто незаменима. Я говорю о телеобъективах, именно с этими линзами вы ощутите все плюсы стабилизатора, в противном случае сможете фотографировать либо в яркий день, либо со штативом, как это делали когда-то мой отец и дед. Чтобы понять всю важность стабилизатора в телевиках советую прочитать обзоры некоторых из них (Tamron 18-250, Nikon 18-200 VR, Nikon 70-300 VR, Nikon 55-200 VR). Если у вас широкоугольный или портретный объектив стабилизатор вовсе не нужен.

Как и когда им пользоваться? Все очень просто, независимо от производителя работают они все одинаково.

Если стабилизатор на фотоаппарате, находим  либо кнопку включения/выключения на камере либо в меню фотоаппарата. Если у вас стабилизатор на объективе, ставим рычаг в позицию включено. Если у вас мыльница, находим в меню функцию стабилизатор, включаем. В мыльницах частенько предлагают на выбор два режима: включить, включить при съемке. Второй по идее должен сэкономить вам заряд батареи. Знаю что в объективах Никон есть ещё режим стабилизатора Active (например Nikon 70-300 VR), по идее нужен он для съемки в экстрим условиях (например, когда вы едете в машине), но особой разницы в между обычным режимом и режимом Active я не замечал.

И ещё. Стабилизатор нужно отключать когда вы фотографируете со штативом или же положив фотик на поверхность, именно из-за случайной природы его механизма. В 95% он ведет себя корректно, но именно последние 5% могут испортить вам кадр.

Запомните, стабилизатор вам может помочь только при съемке статических объектов, при фотографировании динамичных объектов (движущихся) он вам ничем не поможет, так что даже не рассчитывайте. Стабилизатор – не панацея и при плохой освещенности надо делать серию кадров.

Подведем итоги

Стабилизатор вещь нужная, но не обязательная, кроме случаев с телеобъективами. Зачастую он спасает на 3-4 стопа выдержки, но не избавляет от необходимости делать несколько кадров, все это из-за случайной природы своего механизма. Он не спасет вас при съемке движущихся объектов.

Если выдержка больше чем 1 секунда, вам нужен штатив. Да, и не забывайте выключать стабилизатор, если фотографируете со штативом.

Спасибо за прочтение, Костя.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Константин

  • Нурлыбек

    я купил себе полупрофессионалку canon 1100d как она вообщех чертах, хорошая вешь?

    • да, отличная камера, я вот как раз её обзор пишу

    • Фарид

      полупрофессионалку?ахахах)не смеши народ,любительская камера самого начального уровня,к тому же снятая с производства))

  • ирэн

    Подскажите: у меня sony alpha 330, хочу провести ночную фотосъемку на склоне и сделать снимки бордистов в прыжке. опыта мало, а в ночной съемке вообще его нет но очень хочется сделать снимки четкими, что для этого нужно и как это сделать? спасибо

    • Вам для этого нужно дополнительное освещение, при чём очень приличное, например прожектора какие-нибудь. В противном случае у вас всё смазанным получится.

      27 января 2015 г., 16:37 пользователь Disqus написал:

      • Мотоциклист с фотоаппаратом

        Костя спасибо за сайт, нашёл много всего интересного! Но есть 2 проблемы:
        1 – я не сплю (читаю, читаю…) :)
        2 – сделайте возможность рассказывать о вашем сайте через ВК! Хотел на страничке разместить, чтобы народ тоже втягивался, но кнопку “рассказать” не нашёл, а пользуюсь только “контактом”, как большинство знакомых. Я думаю много людей, побывавших на вашем сайте захотят так же поделиться им!

      • Мотоциклист с фотоаппаратом

        И раз уж такое дело, спрошу и я у вас про свой фотоаппарат – купил тушу Panasonic Lumix DMC GF3C по привлекательной цене. До него был только Lumix FZ-18 (т.е. фактически учебной партой с засечками на проф. будущее брался). Что скажете о нём и стоит ли оставлять и снаряжать различными ништяками, или лучше продать по-дороже, пока можно и взять что-то зеркальное? У знакомых фотографов спрашивал – никто понятия не имеет о бесзеркальных панасах. Спасибо большое заранее.

      • Мотоциклист с фотоаппаратом

        уже не важно, сам разобрался с чем хотел!

  • Jenny

    Я думаю, тут доступно объяснили, что стабилизатор эффективен при сьемке фотоаппаратом, когда он в руках, изображения не будут расплывчатые, а без стабилизатора, если сделать одно фото, то будет расплывчатым и необходимо сделать больше 2-х кадров, для получения желаемого чёткого изображения. А при работе со штативом стабилизатор не нужен, т.к. штатив не руки и дергаться не будет.

  • Никита

    Костя, помогите пжлст. У меня сони а7 с китовым обьективом 28-70. Фотографирую в основном в путешествиях – города, улицы, людей. Очень нравится фото ночью. Хочу для этих целей снбе обьектив получше, что выбрать?
    SEL55F18Z – пишут, что оч крутой, резкий и фокусное 55мм доя меня удобно. Но в нем нет стаба, и в сони а7 тоже! Как с ним будет ночью?
    Есть еще зум цейс обьективы со стабами, но там отзывы не очень. Выбираю только родной обьектив, с переходником слишком громоздко – выбор небольшой(

  • Александр

    Если захочется снять видео стабилизатор очень даже пригодится.