Что такое кроп-фактор. Разница между DX и FX камерами.

Многие слышали про “кроп фактор”, а так же DX-камеры и FX-камеры, но немногие понимают, что это означает. На самом деле, ничего сложного в этом нет.

Существует ошибочное мнение о том, что якобы используя один и тот же объектив на FX и DX камерах, его фокусное расстояние меняется, и его надо умножать или делить на кроп-фактор. Это всё домыслы необразованных людей, но обо всём по порядку.

Исторически 35мм плёнка (если точнее, то её размеры 24х36мм) была и остаётся очень популярной. На заре цифровой эры Никон мудро решил, что неплохо было бы сделать цифровую камеру, чтобы можно было прикручивать к ней старые объективы, которые выпускались на протяжении десятилетий.

Идея хорошая, но с реализацией были проблемы. Сделать полнокадровый сенсор слишком дорого, а совсем уж маленький – смысла нет. В результате была найдена “золотая середина” – сенсор, который по диагонали был в полтора (1,5) раза меньше кадра 35мм плёнки. 1,5 – это кроп-фактор (“кроп” по-английски – обрезок). К слову, Canon нашёл оптимальное решение в виде кроп-фактора 1,6. Кроп на Nikon назвали DX.

Появились DX-объективы, потому что площадь сенсора уменьшилась более чем в 2 раза и можно было сэкономить на производстве дорогой оптики, тем самым сделав DX-технику доступной для любителей. Вот наглядная картинка, на сколько уменьшилась площадь  сенсора:

Первый прямоугольник – это 35мм плёнка или FX сенсор. Второй – DX-сенсор в сравнении с FX. Третий – это формат 4:3, который широко применяет Olympus, Panasonic, а так же многие другие. В нижем ряду типичные сенсоры “мыльниц”. Например, правый нижний, который 1/2,5″, у популярной модели Canon A470. FX-сенсор, то есть полнокадровый, появился сравнительно недавно и полностью совпадает с размером кадра 35мм плёнки и идеально работает со всеми старыми объективами.

Почему существует такой зоопарк сенсоров? Всё дело в цене. Даже сейчас, в “век НТР” (НТР – Научно-Техническая Революция, так говорила моя учительница по географии, но никто не мог понять что это значит), производство FX-сенсора обходится примерно в 20 раз дороже, чем DX. Вот поэтому FX-камеры такие дорогие.

Но что же, всё-таки, эти сенсоры нам дают? В случае с Никоном мы получаем отличную совместимость со всеми никоновскими объективами, экономим деньги, но в чём же подвох? Подвох в том, что у объектива с фокусным расстоянием 35мм, например, на DX-камере угол обзора будет уже, чем на FX-камере. Это хорошо видно на заглавной картинке.

Вот здесь и возникает путаница у многих. Угол обзора на DX-камере сужается таким образом, как если бы вы на FX-камере смотрели через объектив с фокусным расстоянием в 1,5 раза больше, то есть, около 50мм. Однако, фокусное расстояние не меняется! Меняется угол обзора. То есть, вам из кадра 35мм надо вырезать кусочек картинки. Это будет то, что вы увидите на DX-камере. И наоборот – если вы привыкли пользоваться 50мм объективом на DX-камере, прикрутив его же на FX, границы кадра для вас как бы раздвинутся, а не фокусное расстояние изменится. Изменение фокусного расстояния эквивалентно приближению/удалению объекта, но ничего этого вы не обнаружите. Вот пример:

Я сделал 2 кадра, а потом совместил в фотошопе и выделил яркостью для наглядности. Один кадр в режиме FX (35мм), другой – DX. Как видно, никакого изменения фокусного расстояния не происходит.

Если в двух словах, то фокусное расстояние – это расстояние от центра линзы до сенсора. Понятно, что оно меняться и не будет, если линза одна и та же, а меняется только размер сенсора. Кому на словах не понятно, может посмотреть видео:

Конфузия с фокусным расстоянием возникает из-за того, что создаётся иллюзия приближения. Ведь вырезанный кусок из кадра растягивается на весь экран. Это аналогично “цифровому зуму”. Вы сравниваете фотографию 10х15, напечатанную со снимка 35мм с фотографией такого же размера, напечатанной со снимка DX и кажется, что на втором отпечатке объекты ближе. Да, они ближе, но не за счёт изменения фокусного расстояния, а за счёт того, что кусок кадра вырезали и растянули до размера кадра 35мм.

Почему важно, что меняется не фокусное расстояние, а угол обзора? Потому что фокусное расстояние влияет на многие вещи. Например, при изменении фокусного расстояния меняется глубина резкости. Ничего этого не происходит, если вы объектив 50мм сняли с DX и нацепили на FX. Глубина резкости останется той же. Кроме того, изменяя фокусное расстояние, изменится и композиция кадра.

В чём польза FX, за что мы платим деньги? Благодаря большим размерам, сенсор позволяет избавиться от цифровых шумов на высоких ISO. Если на мыльнице шум виден на ИСО больше 400, то на FX-камере вы с трудом разглядите его на ISO 3200. В условиях плохой освещённости, например в помещении, это критически важно и позволяет фотографировать без вспышки.

При фотографировании портрета вам понадобится объектив с бОльшим фокусным расстоянием, чтобы получить кадр с таким же углом обзора, как на DX-камере. Увеличение фокусного расстояния приведёт к уменьшению глубины резкости и обеспечит более эффектное размытие фона на открытой диафрагме.

Все FX-объективы отлично работают на DX-камере. Все DX-объективы отлично работают на FX-камере, но есть один нюанс. Если это объектив производства Nikon, то камера автоматически переходит в DX-режим. Если это не Никон, то возможно потребуется ручное переключение через меню фотоаппарата. Вы можете принудительно отключить DX-режим, тогда получите что-то вроде этого:

Хорошо заметно виньетирование (тёмные углы). Это был объектив Nikkor (Nikon) 18-200VR DX на FX-камере Nikon D700. Кадр делался на фокусном расстоянии 18мм. На 200мм виньетирование существенно меньше и этот замечательный объектив неплохо покрывает FX-сенсор:

В качестве выводов могу дать несколько рекомендаций. FX-камера – вещь хорошая, и если есть деньги, надо брать. Если денег нет, то и нечего переживать, на DX-камеру, например на Nikon D40 или Nikon D5000, можно получить кадры ничуть не хуже, потому что не важно, на что вы фотографируете. Если у вас сейчас DX-камера, но вы планируете купить FX, то не надо сейчас покупать дорогие DX-объективы.

Примеры FX-камер: Nikon D700, D750, D810, D3, D3X.

Примеры DX-камер: Nikon D40, D40x, D60, D3000, D3100D5000,  D90, D300, D300s, D5100,  D7000, D7100, D3200, D5200, D3300, D5300, D5500.

Спасибо, что прочитали до конца.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Денис

  • Александра

    Огромное спасибо! У вас отлично получается просто объяснять отнюдь не самые простые и понятные вещи!

  • prime_k

    Дурак, что ли, блять?!
    ГРИП – это оптический параметр! НЕ ЗАВИСИТ от количества пикселей. ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ МОНИТОР!
    Почему зеркалка, почему TTL, да потому что ОПТИКА работает, а не электроника с пикселями. ППЦ!!!

  • maro markoff

    Основная цель фотографа – качество изображения получаемого снимка. Снимок DX камер отличается от снимка FX камер.

  • Денис Лапотько

    А я всё равно не понял! Если судить по картинке, то когда мы поставим объектив от FX-камеры на DX-камеру, то на фотографии получим кроп (т.к. часть светового пучка уйдёт мимо, ведь визуально он шире). А на практике этого не происходит. Я провёл простой эксперимент с кропнутой камерой, штативом и двумя объективами: 18-55 (для DX-камер) и 50 мм (для FX-камер). Сделал 2 снимка: один китовым объективом на 50 мм и другой, соответственно, фиксом. В итоге – одинаковые кадры! А ведь по-идее (и согласно иллюстрации в начале статьи) снимок, сделанный на фикс-объектив должен был быть более узким по полю зрения! Или как? Всё это вызывает во мне когнитивный диссонанс! :) Помогите, а то ведь так и до умопомрачения дойти можно! :))

    • Slavada

      Все правильно. Одна камера с матрицей DX, при одинаковом фокусе 50мм на разных объективах получим на матрице одно и тоже поле зрения. Просто часть более широкого поля зрения FX объектива не попадет на матрицу DX. Поэтому фото одинаковые.

      • Денис Лапотько

        Большое спасибо за ответ! Я разобрался. Просто понятие кроп-фактора вносило много неразберихи в мой неокрепший мозг :) Да наверное не только у меня. Главное – это понять что “придумали” его (понятие), в своё время, для фотографов снимавших на плёнку, для того чтобы “на пальцах” объяснить, какие изменения в ПОЛЕ ЗРЕНИЯ они получат при переходе на DX. И изменение фокусного расстояния о котором многие пишут это неверно. Меняется только поле зрения. Всё это я написал больше для тех, кто возможно, как и я, будет в будущем терзаться таким же непониманием и будет читать наш диалог. А Вам еще раз спасибо :)

        • Slavada

          Рад что чем то смог помочь. Я сам недавно приобрел зеркалку Никон после мыльницы. А когда то давно был Зенит ЕТ с Гелиосом. Многое по фотоделу подзабылось, но с геометрией я всегда дружил. Мозг тоже на некоторых новых понятиях закипает. Вот теперь вспоминаю, вникаю, читаю отзывы и советы пользователей цифровых зеркалок. Удачи и отличных снимков Вам и всем читателям.

          • Станислав

            Да, это понятно, когда сказали, что при одинаковом фокусе на объективах угол поля охвата матрицы (не путать с углом зрения) на FX объективе больше. и на малой матрице DX получится “вырезка”, возникнет эффект УВЕЛИЧЕНИЯ. Объектив же DX, обладая меньшим углом поля охвата, даст картинку “от телевика”..Получатся два одинаковых по размеру снимка., но созданных по разному: FX объектив положил на матрицу только часть своего изображения, а DX объектив, сработав, как телевик, положил на матрицу всё, что получил. СМЕНИМ камеру на FX, повторим опыт: объектив FX даст ” широкий экран”, а DX – только “вырезку” из него. Снимки разные. ВЫВОД: кроп-объектив на обеих матрицах сделает одинаковые по размерам (но не по качеству!) рисунки, а FX – объектив на полной матрице сработает, как широкоформатник! Я ошибаюсь?

    • Slavada

      А вот если применить FX объектив на разных камерах (FX и DX), то получим разные фото, т.к. размер матриц разный, и при одинаковом фокусе это даст разные поля зрения. На матрицу камеры FX попадет весь пучек, а на матрицу DX только часть.

  • Slavada

    А с новым 85мм f/1,8 думаю придется все таки отойти от объекта (правильно, угол зрения ведь будет уже. а зума там нет чтобы приблизить) чтобы получить на DX камере фотографию аналогичную FX без отхода. Предполагаю, что с этим объективом FX на камере DX на реальном фокусе 85мм Вы получите фото аналогичное как на камере FX только с фокусом 127,5мм.

    • Slavada

      Вот симуляция указанного объектива на разных камерах: FX и DX.

  • Катя

    А можно задать, наверно идиотский, вопрос- у меня фотоаппарат Canon EOS 600D кроп, фотограф спрашивает у вас полный кадр или кроп? Я так поняла что у меня кроп 1,6, так написано в характеристики,она мне говорит нужно прийти на мастер класс с объективом 35 мм, а у меня есть объектив 18-55 мм…могу ли я его использовать или нужно отдельно покупать!? Именно на 35? Почему отдельно продают объектив именно на 35? Спасибо!

    • Можете без проблем на своём объективе выставить 35мм и всё будет чики-пики. Отдельно 35мм продают по другим причинам, можете почитать вот здесь: http://review.lospopadosos.com/obzor-nikon-35mm-f18-af-s

  • Александр

    Денис, Вы допустили опечатку.
    Написано: “… то не надо сейчас покупать дорогие DX-объективы.”
    Должно быть: “… то не надо сейчас покупать дорогие FX-объективы.”