Обзор объектива Tokina 11-16mm f/2.8 AF

Tokina 11-16mm f/2.8 лучший объектив для DX. Даже Никон 10-24мм оказывается позади, если вы сравните его с этой Токиной.

Покупая объектив, вы сталкиваетесь перед выбором двух из трёх параметров: светосильный, универсальный и недорогой. Выбирая два параметра, вы автоматически исключаете третий в какой-то мере, поэтому, не бывает дешёвых универсальных и светосильных объективов, и вам придется пойти на компромисс, либо вы хотите недорогой, светосильный объектив, но не универсальный, либо вы возьмёте универсальный, не светосильный объектив за относительно небольшие деньги, или же, отвалите вагон денег за светосильный и универсальный объектив.

Для меня, в широкоугольных объективах, универсальность это последнее дело, т.к. скорее всего, 95% всех ваши снимков будет сняты именно на самом широком угле, который даёт возможность фотографировать с неординарных ракурсов, в моём случае – это все 99%. Поэтому, выбирая между Tokina 11-16mm f/2.8 за 750$ и Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5 за 850$, мои предпочтения будут на стороне Токины. Владельцам бюджетных зеркальных камер D40/D40x/D60/D3000/D3100/D5000/D5100/D3200/D5200/D3300/D5300/D5500, по-прежнему нужно брать Никон, т.к. с Токиной у вас не будет работать автофокус. Правда, лично моё мнение, автофокус в широкоугольном объективе вовсе не приоритет, я уже это говорил, и до сих пор фотографирую без автофокуса с Токиной 12-24mm f/4 на D40.

Угол на широком фокусном (11мм) составляет 104°, этого более чем достаточно для широкоугольного объектива:

На 16мм угол обзора 83°, что по-прежнему всё ещё очень широко:

Объектив сам по себе небольшой и вес у него божеский (548 гр.), а ещё там ничего не выезжает.

Светосила и резкость мне очень пригодились. На полностью открытой диафрагме (f/2.8) вы можете фотографировать с рук ночью (это вас избавит от необходимости таскать за собой штатив), не повышая ISO до запредельных границ. И всё это с DX камерой!

За счет глубины резкости на широком угле, даже на полностью открытой диафрагме у вас всё будет в фокусе.

Кстати, про резкость нужно упомянуть отдельно, так как она заслуживает похвалы. Токина, мало того, что сделала удобный и недорогой светосильный ширик, так ещё и сделала его очень качественно. Резкость объектива отменная:

Единственное, что меня опечалило, это то, что по углам на широком фокусном резкость заметно теряется, но это свойственно практически всем ширикам, ну может за исключением самых дорогих, как например Nikon 14-24mm f/2.8:

Дисторсия на широком угле легко корректируется в Lightroom, или же в DxO – для совсем ленивых.

Лично меня всё и так устраивает, я даже не заморачивался с коррекцией, по-моему всё и так достаточно хорошо. Но если бочкообразная дисторсия задевает вас за живое, её всегда можно исправить:

На FX можно спокойно снимать на 15мм, только нужно заблаговременно скрутить фильтр, чтобы он не мешал, создавая ещё большее виньетирование. На 11мм вы получите тёмные углы:

А вот что вы получите на DX с того же ракурса:

Кстати, на фото выше видны блики, их очень мало и появляются они довольно редко. За что ещё один плюсик Токине.

Как и большинство широкоугольных линз, на объектив подходят фильтры диаметром 77 миллиметров. Вам нужно будет обязательно обзавестись защитным фильтром, а так же поляриком и градиентным фильтрами, но это по желанию.

Фото, сделанные этой токиной, можно посмотреть по ссылке http://lospopadosos.com/friends/KASTYAN/paris/, там ещё фотографии сделанные Никон 16-85, о котором я напишу позже.

Выводы и рекомендации

Токина 11-16mm f/2.8 лучший широкоугольный DX объектив, из тех которыми мне доводилось пользоваться, при этом, он стоит дешевле чем никоновский аналог, а в результате – толку от него гораздо больше. Тем не менее, если вы хотите автофокус на бюджетных камерах D40/D40x/D60/D3000/D3100/D5000/D5100/D3200 вам нужно покупать Никон 10-24mm f/3.5-4.5

На FX не рекомендую пользоваться, лучше потратить деньги на  Nikon 16-35.

Обновление: В настоящий момент доступна новая версия этого объектива – Tokina 11-20mm f/2.8, рекомендуем обратить на неё внимание.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Константин