Что такое HDR. Как сфотографировать HDR (часть 1).

ILL_6461

HDR (High Dynamic Range) это то, без чего жить не могут профессионалы. Если вы зайдёте, на какой-нибудь 500px и посмотрите фотографии высшего эшелона, почти половина из них HDR-фотографии. Внятного, а самое главное простого, объяснения о том, как фотографировать и обрабатывать HDR, мы так и не нашли, поэтому решили сделать собственную статью.

Что такое HDR? Это фотография с динамическим диапазоном экспозиции (EV). Простыми словами это несколько фотографий, обычно 3-5, снятые с разной экспозицией и склеенные в одну.  Весь этот процесс позволяет вам снять контрастные объекты, при этом не засветив светлые участки кадра, и вытянув освещение тёмных участков кадра.

На практике всё получается следующим образом. Фотографируя, например, закаты и рассветы, у вас есть собственно три варианта по световой схеме. Вариант номер один, самый часто используемый, – настраиваем экспозицию по светлому участку кадра, т.к. засвеченный кадр невозможно вытянуть, как результат, всё что потемнее у вас превращается в тёмный силуэт, который можно немного вытянуть, например в Lightroom (не без дополнительных шумов конечно) или оставить так как есть:

ILL_6337

Следующий случай, это когда засвеченный кадр является частью вашей художественной задумки, обычно это бывает крайне редко, поэтому вы осознано настраиваете экспозицию по тёмному объекту в кадре и осветляете его, всё остальное, что было посветлее, соответственно засвечивается:

 DEN_0937

Ну и последний вариант, собственно и есть HDR, а значит, вы снимите несколько кадров, с разной экспозицией и склеите их в один. Весь этот процесс у вас займёт больше времени, нежели в предыдущих случаях, но оно того стоит:

 ILL_6295

Примерно того же результата, как на фото выше, можно было добиться с градиентным фильтром, но он уже вас не спасёт, если есть какое-то стороннее освещение, например горящий фонарь.

Как сфотографировать HDR

Как всегда есть два пути: простой и сложный. Оба они интересны и применимы в разных ситуациях. Простой позволяет вам экономить время, но имеет ограничения по своим возможностям. Сложный применим в любой ситуации, но он затратный по времени и не совсем удобный. Так что выбирать вам, начнём пожалуй с простого.

Простой способ. Камера делает всё за вас, прямо не отходя от объекта съемки. Мы не раз уже упоминали эту возможность в своих статьях и обзорах камер Никон. Функция HDR есть почти на каждой относительно новой зеркальной камере Nikon, она очень удобна и я лично очень часто ею пользуюсь, и не только при плохом освещении и ночной съемке, но и днём, при очень ярком дневном свете. Суть её заключается в том, что камера делает два кадра с разной экспозицией и склеивает их. Работает это только если вы фотографируете в JPEG.

Всё что вам нужно сделать это зайти в Photo Shooting Menu -> HDR -> HDR mode -> On (series). В этом же меню вы ещё можете выбрать HDR strenght, по умолчанию у вас будет выбрано Auto, но вы можете выбрать шаг экспозиции (на более дорогих моделях вроде D810/D4) или Low, Normal (-1EV), High и Extra hight (-3EV). На этом все настройки на камере заканчиваются.

В  дневное время, с выдержкой более 1/1000 секунд можно делать HDR даже с рук, этой выдержки достаточно чтобы не смазать кадр:

DSC_8495

Только обязательно проверяйте всё на 100% кропе, т.к. часто всё мажется и лучше об этом узнать не дома перед компьютером.

Если выдержка слишком большая и с рук всё получается смазаным, а это обычно бывает если выдержка больше 1/400 сек.

То нужно снимать со штативом или с упора, так же как и во время ночной съемки, а чтобы было вообще всё идеально, я рекомендую поставить таймер съемки на две секунды или использовать пульт. В этом случае вы не будете трогать камеру во время спуска затвора.

Вот собственно и всё, что касается простого способа. Кстати, вы уже наверняка определили, что заглавное фото, как раз сделано простым методом. Солнце светило прямо в объектив, поэтому HDR был единственной возможностью вытянуть здание и растительность из тёмной зоны. Простой способ можно использовать почти всегда, кроме случаев где есть огромная разница в экспозиции объектов, а также, если вам обязательно нужно снимать в RAW, что для меня вообще не критично.

Сложный способ. Вернее он не сколько сложный, а долгий. Суть его состоит в том что вы снимаете от трёх до пяти кадров в режиме Bracketing (можно и 9-ть, но разницы в этом случае нет никакой). После этого склеиваете всё ваше добро за компьютером.

С рук вы пять кадров не снимите без того чтобы сдвинуть камеру, поэтому сразу же забудьте про эту идею. Вам обязательно понадобится штатив или упор какой-нибудь.

Не забудьте маленькую но очень важную деталь, для того чтобы включить функцию брэкетинга, нужно обязательно выключить перед этим функцию HDR и наоборот, функция HDR будет у вас неактивна, до тех пор, пока включён брэкетинг.

Включается он очень просто. Я расскажу на примере D750, все остальные камеры действуют по похожему принципу (в том числе Кэнон, у которого всё можно выставить даже через меню). Для начала проверьте в настройках что за режим брэкетинга у вас выбран, для этого нужно зайти в Custom Setting Menu -> e Bracketing/flash -> e6 Auto bracketing set -> и выбрать либо AE & flash (что должно быть по умолчанию), либо AE only. Также, я рекомендую в пункте e7 Bracketing order изменить значение по умолчанию на Under > MTR > over, т.о. вы будете фотографировать с последовательной экспозицией от минимального к максимальному значению, что в дальнейшем позволит визуально отличать серии снимков при склейке на компьютере.

Чтобы включить режим Bracketing на D750 вы должны всего лишь нажать на кнопку BKT, которая находится под кнопкой активации встроенной вспышки, таким образом, на дополнительном и основном экране появится возможность выбора двух параметров, один из них с буковой F – это количество кадров (управляется кольцом под большим пальцем) и шаг экспозиции (кольцо под указательным пальцем). Я обычно использую 5F и шаг в 1EV. Кстати, если вам нужно быстро и всего лишь одну серию снять, то можно сделать всё тоже самое, корректируя экспозицию руками.

Следующим шагом рекомендую выставить таймер, иначе вам придётся держать палец на кнопке спуска, а соответственно будет очень большой риск, что вы где-то сместите камеру, а поскольку проверить это можно только объединив HDR дома, то лучше перестраховаться. Чтобы выставить таймер нужно зайти в Custom Setting Menu -> c Timer/AE lock -> c3 Self-timer -> Self-timer delay ->2s. В этом же пункте обладатели новых моделей зеркалок Nikon могут выбрать ещё и количество кадров (Number of shots), оно должно быть равным тому количеству, которое вы выбрали во время настройки брэкетинга (в моём случае 5ть). Теперь осталось только выбрать режим съемки с таймером на камере и вы полностью готовы снимать HDR.

Если бы я сделал то же самое только встроенным HDR, то получил бы окантовку по контура здания и засвеченные участки театра:

DSC_6876

А так получилось всё плавно, с синим небом, и не пересвеченым фонтаном и Большим театром:

DSC_6897

Если поиграться, то можно получить вот такой, картинный вариант, но это на любителя:

15 - 1

B ещё пару примеров HDR:

DSC_6863_4_5_6_7_tonemapped-4

DSC_6827_28_29_30_31_tonemapped-4

Чтобы не делать большую статью, которую никто не будет читать, мы решили разместить обработку и склеивание HDR в следующей части. Продолжение следует…

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Константин

  • Александр

    Константин, спасибо за статью! Пошел уже второй месяц ожидания продолжения. Пока лето, хотелось пейзажей поснимать. Восходы и закаты уж больно большой ДД имеют. Жалко упускать время.

  • Денис Лапотько

    А я сколько ни экспериментировал с HDR, всё время получается что-то вроде “картинного варианта на любителя”, а это мне не нравиться. А как сделать чтобы было просто как фото не знаю. Спасибо за статью с нетерпеньем жду продолжения

    • в этом и фокус, нужно сделать HDR так, чтобы не видно было чтобы это был HDR :)

      • Денис Лапотько

        Вот-вот :) Так я и думаю, толи я программу не ту выбрал (Photomatix), толи руки кривоваты :) Подозреваю второе :) Поэтому и жду Вашу статью, с целью попытки исправления этих самых рук

  • Виктор

    Круто, спасибо огромнейшее. Я эту статью пару лет ждал.

    • Денис Лапотько

      …главное чтобы 2-ую часть тоже не пришлось несколько лет ждать :))

  • Михаил

    Константин, отличная статья. С нетерпением жду продолжения.
    Как скоро?

  • Александр

    Константин, как вы сделали верхнее фото, где солнце попадает в кадр? использовали фильтр? Производители и дилеры не рекомендуют наводить объектив на солнце.

    • Ничего страшного от того что вы сделаете пару снимков с матрицей не случится, зеркало всего на долю секунды открывается.