Как фотографировать еду

05 c

Расскажу, как правильно фотографировать еду, чтобы всем захотелось её съесть. Несмотря на то, что ваше блюдо может выглядеть очень аппетитно, передать это на фотографии не так-то просто, как это может показаться на первый взгяд. На самом деле, ничего сложного нет, но есть несколько тонкостей.

Во-первых, еда должна быть свежей. Если это пицца, то только что из печки. У вас есть всего несколько минут, чтобы сделать сочный кадр. Конечно, если вы фотографируете печеньку, то можно не торопиться.

Во-вторых, у вас должно быть хорошее освещение.

Какая я бы свежая и аппетитная еда не была, без должного освещения у вас всегда будет получаться непривлекательная размазня. Бытовое освещение совершенно не годится для фотографии в таком случае, из-за недостатка света всё будет получаться блеклым и плоским.

IMG_20151104_153421

Если у вас есть направленный свет, то этим можно воспользоваться, но только не забывайте про настройку баланса белого, так как бытовое освещение добавляет нежелательные оттенки в зависимости от типа лампы. Вот так это может выглядеть с коррекцией баланса белого под направленной люстрой в домашних условиях:

DEN5506

Я также не рекомендую фотографировать под прямыми солнечными лучами. Хоть цвета и будут яркие, но вы получите очень резкие тени.

DEN_8019

Можно фотографировать в естественном свете рядом с большим окном, находясь в тени. И если вам нужна всего одна фотография, то таким приёмом вполне можно пользоваться.

DEN_3547

Проблема этого способа в том, что вам будет сложно повторить результат, так как естественное освещение постоянно меняется. Поэтому, если вы занимаетесь коммерческой съёмкой, то у вас должна быть возможность повторить условия съёмки, а это значит, что вы вынуждены будете использовать искусственный свет. Для этого понадобится некоторое оборудование.

Пользоваться встроенной вспышкой я категорически не советую. В самом простом варианте вам понадобится одна внешняя вспышка, которую можно синхронизировать оптически или через удлинитель.

Поскольку вы располагаете направленным светом всего от одной вспышки, то следует определиться, куда именно направить свет и что вы хотите акцентировать.

Например, здесь вспышка лежит на столе, чтобы подсветить разрез пирога:

DEN_1644

А здесь вспышка располагалась сверху справа:

DEN_4079

Нет универсальных рекомендаций, которые подошли бы всем. Если вы точно не знаете как расположить свет, то сначала попробуйте повторить как это было у кого-то ещё, а потом обязательно поэкспериментируйте и выберите, какой вариант освещения подходит больше всего лично вам.

Для коммерческого фото вам потребуется немного больше оборудования, и в минимальной конфигурации будет выглядеть примерно так:

IMG_20151104_122247

Для более масштабных проектов может понадобится больше техники, но для небольших задач подойдёт с вполне приличным результатом:

11 hh

Итак, какая техника нужна для фотографирования еды.

1. Камера

С камерой особой сложности нет, подойдёт любая современная. Лично я использовал Nikon D7200, но на какой-нибудь бюджетный Nikon D3300 результат получился бы абсолютно идентичный.

Я пользовался режимом М, в котором у меня были подобраны параметры выдержки и диафрагмы для оптимального результата, и которые можно было легко менять. Диафрагма была f/13, чтобы получить достаточную глубину резкости, при этом не сильно пострадать от дифракции. Выдержка 1/100с для того, чтобы можно было снимать сверху вниз с рук:

11 vv

ИСО я зафиксировал на 200, чтобы не было даже намёков на шумы.

Параметр Picture Control был Vivid, чтобы получить сочные цвета. Баланс белого AUTO2 – это автомат, но с небольшим смещением в тёплые тона.

Я всегда снимаю в JPEG, потому что на RAW мне жалко времени, а результат тот же.

Автофокус был покадровый, серийная съёмка выключена, так как ничто в кадре не двигалось.

Параметры съёмки я старался не менять, чтобы легче было повторить, если потребуется.

2. Объектив

Для этих целей мне прекрасно подошёл Nikkor 50mm f/1.8D, но можно брать любой с фокусным расстоянием 50-100мм. Слишком широко не советую, чтобы не искажались пропорции. А слишком длинный заставит вас отходить подальше, что не всегда возможно на тесной кухне. Результат нисколько бы не изменился, если бы я использовал D3300 с китовым объективом 18-55VR2 на 55мм. Диафрагму пришлось выставить на f/13, чтобы получить достаточную глубину при фотографировании сбоку. Не забывайте пользоваться калькулятором глубины резкости, чтобы оценить рабочую диафрагму.

Вам может понадобиться макро, если вы хотите снять какие-то мелкие объекты крупным планом. Для этого лучше взять либо макрообъектив, либо макрокольца. Если нет ни того, ни другого, а требования к качеству не очень высокие (например, если вы делаете фото для сайта), то можно просто вырезать кусок кадра, как это сделал я: 15 i

3. Вспышка

Я пользуюсь простенькой Yongnuo YN-560III, мне её хватает для любых сцен. В ней нет автоматического режима, но он мне и не нужен, так как я предпочитаю экспериментировать со светом и регулирую параметры в ручном режиме.

Вспышка работала на 50% мощности, этого было достаточно. Бытовое освещение я выключал во время фотографирования, чтобы в кадрах не было паразитного цвета от люминесцентных ламп.

Вспышка располагалась справа сверху, мне такое размещение понравилось больше всего. Зум вспышки установлен на 50мм.

dav

4. Софтбокс

Для рассеивания света я использовал софтбокс. Можно и зонт, но у софтбокса более направленный свет. Скорей всего, большинство людей разницы не заметило бы, но софтбокс к тому же не такой нежный и его сложно сломать. Это важно, когда вы с оборудованием постоянно куда ездите. Я пользуюсь складным софтбоксом, который помещается в маленькую сумочку, специально, чтобы быть мобильным.

5. Отражатель

Для компенсации теней я развернул большой отражатель на противоположной стороне. Я предпочёл золотистый отражатель, чтобы добавить тёплых тонов теням. Мне показалось, что в тёплых тонах еда выглядит более аппетитно. Несмотря на размеры в развёрнутом состоянии, софтбокс при транспортировке компактно складывается в круглый чехол размером с деревянный поднос, как на фото.

6. Радиосинхронизаторы

Можно обойтись и без них, и синхронизировать вспышку оптически, но я решил взять радиосинхронизаторы, так как встроенная вспышка быстрее сажает батарейку камеры и ещё хоть и немного, но подсвечивает сцену. Радиосинхронизаторы более громоздкие, но дают больше гибкости, особенно в сложных сценах, где нет прямой видимости между камерой и вспышкой. Я пользовался синхронизаторами Yongnuo YN-622N.

7. Штативы

Понятное дело, что для освещения нужен штатив, чтобы зафиксировать источник. Для света выпускают специальные штативы, они не такие устойчивые и прочные как для камер, но зато легче и значительно дешевле. Штатив для камеры я использовал только для того, чтобы все кадры с видом сбоку были строго одинаковые. Если у вас такой задачи нет, то можно спокойно снимать с рук.

8. Аккумуляторы

Всего нужно было 8 аккумуляторов формата АА: 4 для двух синхронизаторов и 4 для вспышки. В зависимости от расстояния и мощности импульса, комплекта должно хватить на 200-300 кадров, поэтому лучше всегда иметь с собой запасной комплект. Я пользуюсь аккумуляторами Eneloop с низким саморазрядом, так что их необязательно заряжать перед использованием. Даже через месяц они сохраняют не менее 80% заряда.

9. Зарядные устройства

Я рекомендую с собой иметь зарядку для камеры и для пальчиковых аккумуляторов в качестве страховки, если у вас серьёзная фотосессия на целый день.

Бюджет аксессуаров

Вспышка YN560-III – около $70

Складной софтбокс с креплениями – примерно $45

Большой отражатель с золотистой и серебристой поверхностями – где-то $45

Штатив для освещения – почти $40

Комплект радиосинхронизаторов – не более $80

Комплект аккумуляторов Eneloop – 2×25$

Итого выходит $330, чтобы ваши работы можно было печатать в глянцевых журналах.

Ну и последний совет – не ешьте во время фотосессии :-) Художник должен быть немного голодным.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Денис

  • Денис Кузнецов

    Денис, а можно вас прпросить как-нибудь под настроение написать статью о свобем оборудовании?
    Если это, конечно, не тайна за семью печатями)

    • Без проблем, только её придётся постоянно переписывать ;-)

      • Victor Turischev

        А мы готовы и каждый раз новую читать ))) Нам интересно ведь почему вы компонуете технику именно так , тем самым учимся думать как профи ;)

        • Фишка в том, что я специально ничего не компоную. Я просто смотрю, что в данный момент есть под рукой и просто это использую.

          • Victor Turischev

            А вы не хотите дополнить сайт статьей о подборе и сравнении комплектов техники от Кэнон и Никон начинающему зеркалисту? Что я имею ввиду, например: комплект простых объективов от Кэнон / Никон ультразум 18-300мм (для похода), 16-85мм макро, 50мм фикс-портрет, общая цена за комплект такая-то и оценочное качество такое-то, диаметр фильтра такой-то. Средний комплект и дорогой. Чтобы сравнить Кэнон и Никон еще и в соотношении цена/качество по ВАШЕМУ мнению…

            • Обязательно попробуем. Спасибо за идею!

  • Andrej Putilov

    Удивился, что вы снимали на 50мм на кропнутую камеру – чтобы снять тарелку сверху, вам не пришлось лезть на стремянку под потолок?

  • Kathrin Mikhalionak

    хорошая статья