Обзор камеры Nikon D4

Вот он, чудо-фотоаппарат, Nikon D4 – профессиональный, большой, тяжёлый и самый дорогой из всех зеркальных камер у Никон.

Если провести параллель, то Никон D4 это самый настоящий автомобиль для раллийных гонок, прямо Citroen C4, у них даже номер одинаковый. Он везде, во всём первый, при этом, далеко не каждому профессионалу необходим. И хотя с выходом D4 не было никакой “революции”, как в случае с D3, всё равно D4 остаётся лучшей камерой на данный момент, а учитывая тот факт, что Nikon обновляет свои профессиональные камеры минимум раз в пять лет, то мы ещё долго не увидим чего-нибудь круче.

Основной задачей для меня было понять, чем же лучше стала передовая камера у Никон, что изменилось с момента выхода D3, на сколько полезны эти новшества и об этом я вам постараюсь детально рассказать, так что простите меня наперёд за много букв, это всё таки не бюджетный D3200.

Для любителей нет никакого смысла покупать D4, иначе это будут понапрасну выброшенные деньги. D7000/D7100/D600/D800 умеют всё тоже самое что и D4, только стоят они совсем другие деньги. D4 предназначен для тех, чей основной заработок является спортивная репортажная съемка, и возможно даже не всем профессиональным репортёрам он необходим, т.к. он рассчитан на экстремальные условия и чрезвычайно долгий срок службы.

Экран

Экран отличный – большой, яркий и контрастный, такой же хороший, как и на других зеркалках Nikon. Он не перетерпел каких-то кардинальных изменений, экран такой же, как у Nikon D800/D600, если сравнить с D3, то он стал на пол сантиметра больше – 3,2″, при этом разрешение осталось таким же – 921 тыс. точек (VGA). Экран отличный, что тут и говорить, но в D3 был ничем не хуже. Вспомогательные дисплеи не перетерпели никаких изменений, так что тут всё по-старому.

 Сенсор

Это FX-формат, а значит у вас в руках полноценные 35мм. Никон пишет, что сенсор сделал новый, но я не успокоюсь пока не проверю его в действии, поэтому специально для этого сделаю статью-сравнения всех матриц полноформатных камер. Что касается мегапикселей, то их стало чуть больше  – 16.2 (позор! даже D3200 может похвастаться 24Мп, – шутка конечно, мегапиксели уже давно не играют никакой роли), при этом, расширены границы светочувствительности матрицы, рабочий диапазон ISO составляет от ISO 100 до ISO 12800 с возможным повышением границ Lo ISO 50 / Hi ISO 204800. Другими словами, если раньше можно делать было всё что хочешь, я имею ввиду фотографировать в любом освещении, то сейчас это возможно и подавно, как результат – шумов стало меньше при одинаковых значениях ISO.

Auto ISO

Автоматическое ISO стало удобнее на D4. Так же как и на D600/D800/D3200 камера сама высчитывает минимальную выдержку исходя с фокусного расстояния, которое вы используете, вы же можете управлять – сделать выдержку длиннее или короче. Собственно теперь, всё что касается ISO, я полностью доверил камере, главное только правильно всё настроить.

Чтобы быстро включить/выключить автоматическое ISO достаточно нажать на кнопку ISO и покрутить колёсико под указательным пальцем, а если вы покрутите колёсико под большим пальцем, то измените нижний предел светочувствительности. Кстати, теперь кнопки под вспомогательным дисплеем (ISO, WB, Qual, Mic.) можно подсветить, что очень удобно в темноте.

Фото снято на ISO 6400 – шумов вообще нет, потрясающе!

Скорость

Скорострельность не перетерпела особых изменений, она возросла до 10 fps в режиме FX и до 11 fps в DX. Что собственно мало чем отличается от D3s. Лично моё мнение, даже тот несчастный 1 fps это пиар, а не какая-то необходимость. В то же время, камера стала заметно шустрее, во всех смыслах этого слова. С одной стороны этому способствует новая “начинка” с которой совсем нет тормозов во время просмотра, изменения или копирования, с другой стороны новомодная XQD флэш-карта, которая позволяет фотографировать в JPEG формате без каких-либо ограничений буфера памяти (в RAW репортёры не фотографируют). Такой себе пулемёт с бесконечными патронами, вернее “патроны” заканчиваются, когда заканчивается место на карте памяти.

Карта памяти

Раз уже упомянул про преимущества XQD карты памяти, то стоит раскрыть тему до конца. В фотоаппарате есть два слота, первый рассчитан на уже давно привычные CompactFlash, второй на новомодные XQD, при чём Никон стал в этом плане первопроходцем, за что ему ставим плюсик. С одной стороны это прикольно, быстро и красиво, а с другой – этих карт днём с огнём не сыщешь, а ещё они жутко дорогие, 32 Gb XQD вам обойдётся в 300$ – кощунство какое-то. Я конечно понимаю, что D4 рассчитан на долгие годы пользования, к тому времени, как его обновят, XQD могут набрать гораздо большую популярность и значительно потерять в цене, но мы то живём сейчас и когда карта памяти с кадтридером стоит почти 10% от камеры, то вы уж меня извините – это перебор.

Как обычно, вы может в настойках выставить слот, на который фотоаппарат будет записывать снимки в первую очередь.  А так же, будет ли он записывать бэкап (в случае, если вы боитесь потерять драгоценные снимки) или же вторая карта будет использоваться после того, как на первой закончилось место.

Корпус

Корпус остался абсолютно такой же. Это самый защищенный корпус среди всего поколения камер от Никон. К тому же, он с ручкой для вертикального хвата, обычно для этого покупают отдельно батарейный блок, в случае с D4 в ней находится батарея, которая между прочим стала меньшей ёмкости (2000 mAh против 2500 mAh в D3). Естественно, корпус пыле- и влагозащищённый, цельный корпус сделан из магниевого сплава, поэтому аппарат такой тяжёлый, тем не менее он легче D3 почти на 100 гр. (1,337гр с батареей). Ручка хвата стала больше, а соответственно держать камеру с таким-то весом куда более удобно, ещё приятным дополнением стала вспомогательная резинка для вертикального хвата, фотоаппарат одной рукой в вертикальном положении держать стало немного легче.

Автофокус

Он на самом высшем уровне, что и требуется для такой скорострельной камеры как D4, лично я полностью доверяю автофокусировке, т.е. я выставляю в настройках AF-C с автоматическим определением зон автофокуса и просто забываю про всё остальное. Фотоаппарат исключительно точно определяет глаза, когдая фотографирую портреты, это самое главное и поэтому не нужно постоянно переключаться на точечную фокусировку. Естественно, в плане фокусировки вы можете пользоваться, как старыми, так и новыми объективами.

Теперь, чтобы поменять зоны или режим автофокуса, нужно зажать кнопку автофокуса (в центре рычага AF/M) и покрутить колесо под указательным пальцем (всё как на D800), при этом, смена автофокуса видна, как на дополнительном дисплее, так и в видоискателе, а ещё, здесь же можно выбрать режим 3D. Если нужно переключить между AF-S и AF-C сделайте то же самое, только крутите колесо под большим пальцем.

Live View

Что действительно нового, так это “бесшумный режим”. В топку режим Q, который лепят на каждую камеру и который совсем не “тихий”. В бесшумном режиме вы превращаетесь в настоящего шпийона, потому что фотографируете совсем без каких либо звуков, вернее звук камера издаёт дважды – при включении и выключении режима live view. К тому же, скорострельность в этом режиме безумная (к сожалению я не нашёл число, но думаю, что около 24х кадров в секунду), разрешение снимков естественно 1920х1280 (full HD). Всё это достигается за счёт того, что зеркало в этом режиме стоит поднятым на протяжении всего времени работы режима live view, как и в видео режиме.

Кроме того, сам по себе режим стал гораздо лучше. Т.е. видно что его допилили как следует, автофокус в этом режиме гораздо шустрее, к тому же, он более точный. Есть возможность вывода гироскопа прямо поверх вашей фотографии. Следящий автофокус вроде как стал немного плавнее, но ещё не совершенен, т.е. нормальное кино на таком автофокусе не снимешь.

Видоискатель

Оптический видоискатель – покрывает 100% кадра, как и на D3.

Хроматические аберрации

D4 умеет отлично бороться с хроматическими аберрациями, и делает это автоматически. Эта функция работает только если вы снимаете в JPEG и она не отключается. Любители RAW будут бороться с хроматическими аберрациями на компьютере.

Коррекция хроматических аберраций в камере работает так хорошо, что я не помню, чтобы они у меня вообще были в кадре.

Auto ADR (Active D-Lighting)

У меня эта функция всегда включена. Она работает, когда вы снимаете в JPEG. В этом режиме камера старается не пересветить яркие участки, и не потерять тёмные. Происходит это путём обработки кадра на этапе конвертации из RAW в JPEG прямо в камере.

Режим HDR

В камере, разумеется, есть ADR, но эта штука не всегда справляется.

Думайте об ADR (Adaptive Dynamic Range) как об облегчённой версии HDR (High Dynamic Range). Разница в том, что ADR из одного кадра RAW делает JPEG, пытаясь сохранить детали и в тенях, и в светлых областях (вот почему я давно перестал фотографировать в RAW). А HDR делает примерно то же самое, но из двух кадров с разной экспозицией. Нажав один раз кнопку, камера в режиме HDR делает два кадра и сама всё склеивает. На выходе получается один JPG. Любители снимать в RAW будут мучиться сами, а нормальные люди получат тот же результат прямо на камере одной кнопкой за 2 секунды.

Интервальный режим

Идеальная вещь для фотографирования грозы и фейерверков. Вы задаёте количество кадров и интервал между ними, нажимаете старт и идёте отдыхать. Всё остальное камера делает сама.

Цейтраферная видеосъемка

Отличный режим, который есть только на D4/D800. Этот режим немного похож на режим интервальной съемки, только рассчитан на более длительный период, т.е. на выходе вы получаете полноценное видео. На самом деле это можно сделать имея на руках обычный фотоаппарат, но D4 за вас делает всё, поэтому грех не пользоваться такой функцией.

Вспышка

Как и на D3, встроенной вспышки нет. Чтобы снять со вспышкой, вам необходима внешняя вспышка. Соответственно, контролировать внешние вспышки встроенной у вас не получится и нужно искать другие способы управления внешними вспышками.

Auto FP

D4 поддерживает всё что можно, в том числе режим быстрой синхронизации. Только из-за отсутствия встроенной вспышки, управлять им сложнее, вернее дороже, потому что нужно покупать дополнительный девайс.

 Баланс белого

Баланс белого в автоматическом режиме работает очень хорошо, но если вас чем-то автомат не устраивает, вы всегда можете отрегулировать баланс вручную, либо по кадру на карточке памяти. Замер вручную, благодаря большому сенсору, отлично работает даже в темноте. Это помогает быстро получить правильные цвета при фотографировании вечерних пейзажей на длинной выдержке.

На D4 можно сохранить 4 предустановленных значения баланса белого для наиболее частых ситуаций, в которые вы попадаете. В режиме баланса белого PRE нажмите кнопку WB и крутите колесо под указательным пальцем, на дополнительном дисплее увидите 4 режима от d-1 до d-4. Только не перепутайте потом где у вас что.

Цветовые настройки

Никон называет это Picture Control. Это цветовые профили, которые можно удобно переключать. Например, для портретов вы бы хотели приглушить цвета. А для пейзажей наоборот – сделать поярче. На D4 для этого специально выделили кнопку, как и на D800/D600/D3200.

Я чаще всего пользуюсь профилями Vivid для природы и Neutral для портретов.

Моё меню

На D4 вы можете создать собственное меню для быстрого доступа к функциям, которыми часто пользуетесь. Через меню вызывать эту функцию неудобно, но вы можете легко назначит на какую-то из програмируемых кнопок функцию “Моё меню”. То есть, попадаете куда надо неглядя в 2 нажатия.

Из-за чрезвычайно частой смены цветовых настроек я назначил Picture Control на функциональную кнопку. Теперь, чтобы попасть в пользовательское меню, я нажимаю кнопку под средним пальцем, а затем большим пальцем стрелку влево. Быстро и удобно, если мне надо отключить Auto ISO или включить интервальный режим.

DX/FX режимы

Всё как на D3, никоновские объективы автоматически определяются камерой и при необходимости включается DX режим. Для объективов сторонних производителей предусмотрено ручное включение/отключение. Я предпочитаю ручное управление, потому что некоторые DX-объективы неплохо покрывают FX-кадр. Например, Nikkor 18-200VR отлично работает в FX режиме на 200мм.

D4 vs D3

Кардинальных отличий нет. Всюду по мелочам, из интересного это только улучшенный режим Live View, скорость работы с фотографиями во время просмотра или обработки, HDR, цейтраферная видеосъемка и бесшумный режим.

D4 vs D600/D800

Безусловно, главная различие между D4/D3 и остальными полнокадровыми камерами это скорострельность. Всё остальное у них одинаковое.

D4 vs D3200/D5200

D3200/D5200 и D4/D600/D800 снимают одинаковые фотографии в яркий солнечный день. Разница между ними видна конечно же когда освещение недостаточное, всему виной полный кадр.

Объективы

Лучшим объективом для D4 я думаю будет универсальный 28-300VR, с ним вы точно сможете фотографировать всё что угодно. Поскольку я люблю очень широкий угол, то следушими в списке будут экзотический 14-24 f/2.8, репортёрский 17-35 f/2.8 либо пейзажный 16-35 f/4.

Для свадьбы конечно же нужно брать среднефокусный 24-70 f/2.8 – классика жанра.

Если вам нужен фикс объектив здесь и к бабке не ходи: 50mm f/1.8D или 50mm f/1.4G (если денег много). Для портретов лучше брать конечно же 105DC или 135DC.

Из бюджетных телевиков рекомендую 70-300 VR. А для спортивной съемки конечно же Nikkor 70-200 f/2.8.

В случае с макро, лучше всего подойдёт 105mm f/2.8 micro, а если вы решили профессионально заняться макрофотографией, тогда 200mm f/4 micro.

Подробные рекомендации объективов можно посмотреть здесь.

Все фото сделанные на D4 можно найти по ссылке.

Ждите сравнение ISO в следующей статье.

Выводы и рекомендации

В целом как-то мало существенных отличий от предыдущей модели, не очень всё убедительно выглядит, чтобы сменить старый испытанный боем D3 на новомодный D4. С другой стороны, если покупать, то покупать уже новое и лучшее, а это однозначно D4. Поэтому, если у вас ещё нет настоящей рабочей лошадки – D4 это выигранная ставка. Все вы знаете, кто вы есть и что вам нужно, когда речь заходит о топовой камере от Никон, мои рекомендации уж точно не нужны.

Стоит её брать только для работы и то, не для каждой работы эта покупка будет оправдана. Для души D750 более чем достаточно.

Как показывает практика Никон через два года выпустит свой маркетинговый D4Х, а ещё через год, такой же маркетинговый D4S.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Константин

  • ППЦ

    О Маргарет!!! Зря что автор в первом абзаце не написал эту эпическую фразу “Если вам нужен фикс объектив здесь и к бабке не ходи: 50mm f/1.8D или 50mm f/1.4G (если денег много)”!!!
    Мы вроде как о д4 говорим который 8000$ стоит или о чем????? Какое нахрен “если денег много”??? Да тот же 24-70 стоит 2000$!
    Ну да для 50 1,4 500$ это пздц как дорого.

  • ППЦ

    Да я вообще смотрю что автор больше писака чем фотограф.
    “D3200/D5200 и D4/D600/D800 снимают одинаковые фотографии в яркий солнечный день.” Это вершина маразма!!
    Может еще посоветуете в студию покупать д3200. Зачем даром тратиться?))) В студии света предостаточно, они же одинаково снимают. Ну реально хочется чем то запустить в автора этой писанины.