Что такое дифракция

Когда-то я писал статью про то как фотографировать пейзаж, там я говорил что не нужно поднимать диафрагму выше значения f/11. Меня тут же засыпали вопросами: “Почему…?”, “А как же f/22?” и т.д.

Так вот, нельзя фотографировать с высоким диафрагменным числом по одной простой причине, эта причина – дифракция. В этой статье я наглядно расскажу и покажу что это за злобный зверь дифракция и почему нельзя полностью закрывать диафрагму.

Дифракция это физическое явление в оптических системах. Чтобы самому ощутить что такое дифракция попробуйте прищуриться, ваши глаза смотрят через узкую полоску и вы видите намного меньше деталей чем с открытыми глазами. То же самое происходит с линзой, вы закрываете диафрагму, к примеру до значения f/22, и как следствие – теряете резкость кадра.

Когда я объяснял это своим знакомым, они мне не верили, а когда я сказал им попробовать проверить – они обленились и сказали что их устраивает то качество которое они имеют с закрытой диафрагмой на значении f/22. Окей, я сам сделал наглядный практический пример дифракции, чтобы показать что они теряют. Я взял широкоугольную Tokina 12-24mm, так как на неё я чаще всего фотографирую пейзажи, сделал десяток фотографий с разным значением f/.

Красный квадрат это участок 100% кропа, я его вырезал с каждой фотографии с разными значениями диафрагмы. Вот собственно что получилось:

Существенная потеря резкости начинается со значения f/14, и постепенно увеличивается вплоть до значения f/22, на котором детали совсем пропали, все мыльное, как на мыльнице.

Самыми резкими получились f/5.

6 и f/7.1. А f/11 именно то предельное значение, при котором вы получаете все в фокусе и детали не теряются. Я частенько не дохожу до него и фотографирую пейзажи со значением f/7-f/9, на широком угле, даже при этих значениях, у вас почти всегда все будет в фокусе.

То же самое с другими линзами, к примеру на портретном фиксе 50mm f/1.4 самыми резкими получаются снимки отснятые со значением f/5.6, для меня они даже чересчур резкие, поэтому я открываю диафрагму до значения f/3.2. На f/16 (предельном значении) у вас будут потери в резкости – дифракция.

Эффект дифракции примерно равен эффекту фотографирования через стекло. Наверняка вы уже пытались что-то сфотографировать в окно и видели как заметно теряется резкость.

Не балуйтесь с предельными значениями диафрагменного числа и да прибудет с вами диафрагма!

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Константин

  • Кошен

    На кропе 50мм остается теми же 50мм и суть не меняется, если вы видите только часть проецируемого изображения, это не значит, что что-то в объективе изменилось. Ни уже, ни шире, ни темнее/светлее объектив не стал, не пудрите людям мозги.

    • Filipp

      как раз таки уже он и стал, было 50 мм, стало 75.

  • Кошен

    Приплели сюда дифракцию, ото молодцы.

    Советую автору купить нормальную камеру любого формата, можно попробовать пленку и фотоувеличитель, в любом случае знаний наберется.

    Дифракция, мать его, чего же мой шнайдер на предельных значениях такой же резкий, как и на открытой – никто не знает.

  • В

    Хе-хе… Я вот почему-то на 100% уверен, что этому самому Петерсону НИ ОДИН КЛИЕНТ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛ ПРО ДИАФРАГМУ…. Мне вот за 50 лет работы разговора о диафрагме от КЛИЕНТА не припоминается.

  • Маринко

    Искала ответ на вопрос в интернете, в итоге набрела на этот сайт и хожу по ссылкам уже почти час. очень интересно, спасибо, что не ленитесь.