Мехи для макро

DEN_1637

Мехи – бюджетное приспособление для макро. Аналогично макрокольцам мехи нужны для того, чтобы сделать из обычного объектива макро, а из макро – супермакро.

Принцип устройства простой – мехи закрепляются на камере, как объектив, а на другом конце закрепляется сам объектив. Между объективом и камерой светонепроницаемая гармошка. Регулируя длину гармошки, вы меняете увеличение. Вот так выглядит обыкновенная малина, если фотографировать её системой, как на заглавной картинке:

DSC_4380

Тут возникает масса проблем. Во-первых, в мехах нет никаких контактов, приводов автофокуса и прочего, это просто труба. Поэтому, если у вашего объектива нет кольца регулировки диафрагмы, то вы ничего не увидите, так как будет слишком темно. Вам придётся либо открывать диафрагму вручную, фиксируя чем-нибудь рычажок, что я делать не рекомендую, либо обзавестись объективом с такой регулировкой. Лично я пользуюсь старым добрым Nikkor 50mm f/1.8 AF. Разумеется, вам придётся забыть про автофокус и автоэкспозицию при таком увеличении, всё будет делаться вручную.

Объектив желательно брать с фиксированным фокусным расстоянием. Чем больше фокусное, тем больше получится рабочее расстояние от объектива до объекта. Но на самом деле обращать внимание надо не на фокусное расстояние, а на коэффициент увеличения, который обычно указан в технических характеристиках объектива. На вышеупомянутом объективе при максимальном увеличении расстояние было всего около 1см. И тут появляется следующая проблема – освещение.

Мало того, что на открытой диафрагме глубина резкости ничтожна, чтобы что-то сфотографировать с хорошей резкостью, а на закрытой вообще ничего не видно, так ещё и объектив закрывает объект так, что даже встроенная вспышка не поможет. Поэтому вам придётся обзавестись внешней вспышкой.

Процесс фотографирования будет при этом больше похож на пытку: вы сначала открываете диафрагму, чтобы что-то разглядеть и сфокусироваться, потом закрываете её, чтобы сфотографировать, ничего не видя. Камеру при этом придётся закрепить на штативе, так как даже ваше дыхание будет сдвигать фокус достаточно, чтобы превратить процесс в угадайку, зато почувствуете себя в роли снайпера. В роли жертвы в этом случае – червяк, который живёт в малине с предыдущей фотографии:

DSC_4374

Пересечённая местность, по которой движется жертва – это поверхность абсолютно гладкого стола.

В принципе, можно фотографировать и на зум-объектив, чтобы хоть как-то увеличить рабочее расстояние, только не удивляйтесь, если оно не сильно увеличится. В современных зумах применяется специальный обманный механизм, позволяющий объективу близко фокусироваться. То есть, вы думаете, что на Nikkor 28-300  вы выставили 300мм, но реально там не 300мм, а всего 100-150мм, хотя на шкале будет 300мм. Это специально сделано для того, чтобы объективом было удобней пользоваться, потому что с реальными 300мм вам придётся отходить на несколько метров. При фотографировании с большой дистанции, на зумах всё по-честному, без обмана – что на шкале, то и в действительности.

А вот что будет, если посыпать малину сахаром:

DSC_4419

Такие мехи можно купить в китайском интернет-магазине, стоят около 35$, включая доставку по почте. В данной бюджетной версии наклона фокальной плоскости нет, но это и не нужно для начинающих. При покупке надо внимательно смотреть, для какой камеры вы покупаете. Существуют следующие версии:

Если вы знаете ещё варианты для супермакро, можете поделиться своими работами в комментариях. Другим пользователям тоже интересно, как сделать макро недорого.

Фотографии в высоком разрешении можно посмотреть в галерее: http://lospopadosos.com/russia/macro/

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.


Денис

  • Серж

    Гелиос 44 М через макрокольца на Никон Д5100
    Размер паучка миллиметров 8.

    • рррр

      ррр

  • Евгений

    Какой способ съемки макро лучше? с помощью мехов? или если объектив перевернуть с помощью реверсивного макро кольца?

  • Dmitriy Vavilov (Soil zoology)

    Я переворачиваю штатник и используя инверсвиное кольцо, подключаю его к аппарату. Рычажок диафрагмы двигаю как мне надо. Лист бумаги для рассеивания встроенной вспышки. Получается то же что и у вас, только света больше. В идеале в кадр помещается 6 мм жертвы. А есть у меня знакомые, которые фотографирую насекомых так, что видна каждая морщинка.
    http://www.zin.ru/animalia/coleoptera/images/full_siz/Ptinus_rufipes_female_km.jpg
    Вот пример. Методика у них своя есть. Они через бинокуляр фоткают.